Галерея

gw_saint_george Экран культуры Густав II Адольф (Швеция) Дипломатическая панель

Выбираем нацию в Civilization V (ЛКИ). Часть 2

Экспансионистские цивилизации

Эти цивилизации устроены так, чтобы им легче было захватывать земли и увеличивать территорию страны. Качество это хорошее. Земли много не бывает, и чем больше территория, тем легче дотянуться до ресурсов.

Екатерина IIРоссия (Екатерина II)
Богатства Сибири. Количество лошадей, железа и урана удвоено. Остальные ресурсы увеличены на единицу.
Здание: крепость (заменяет казармы)
Отряд: казак (заменяет конницу)
Оценка: 4

Если вы играете за Россию, то у вас по умолчанию не будет никаких проблем с ядерными бомбами, конницей и вообще оружием. Нефти, правда, не очень много, но с каждого месторождения мы получаем дополнительную порцию, достаточную для постройки одного самолета или корабля. То же самое относится и к алюминию, и к углю. Не пропадем, а в случае чего продадим, особенно уран — в эпоху современности уран идет за хорошие деньги и политические уступки (особенно если доставлять его в боеголовках ядерных ракет).

Но, как ни странно, «ресурсное проклятие» — не главное преимущество России. Крепость, заменяющая казармы, — вот то, что делает из нашей страны неплохой выбор для экспансионистского развития. Обычные казармы обходятся в золотой каждый год и дают каждому созданному в городе отряду 15 ХР, что позволяет сразу же их специализировать. Крепость дает все то же самое с одной ма-а-аленькой добавкой — она уполовинивает количество культуры, необходимой для захвата городом каждой клетки. Результат — вокруг русских городов с казармами очень быстро расширяется территория! А чем это полезно — вы уже знаете. Ресурсы, ресурсы и еще раз ресурсы!

Что до казаков, то у них лишь одно различие с кавалерией — они куда более эффективны против уже «подбитых» отрядов. Такое «уваровско-платовское» свойство не слишком полезно, но если уж война идет, и идет она в эпоху Ренессанса, то грех не воспользоваться!

НаполеонФранция (Наполеон)
Старый порядок: До изобретения паровой машины каждый город дает дополнительно +2 культуры.
Отряды: французский мушкетер (заменяет мушкетера) и иностранный легион (заменяет пехоту).
Оценка: 5

Франция — это прежде всего культура. А культура — это быстрое открытие социальных политик и ускоренный рост территории городов. И то и другое применяется в так называемой «Стратегии быстрого развития». Ее суть — попытка в дебюте взять как можно больше территории и социальных политик как можно меньшим количеством городов.

Прибавка к культуре позволяет даже большой империи получать новые социальные открытия, не надеясь на города-государства. Таким образом, при игре за Францию у нас есть много возможностей для специализации, если мы не упустим ранние преимущества.

Французские д’Артаньяны заметно сильнее в бою, чем их коллеги из других цивилизаций. Это позволяет использовать тактику «Быстрого порохового развития» для ведения захватнических войн в эпоху Ренессанса. Впрочем, никто не мешает использовать мушкетеров и в обороне. Другое дело — иностранный легион, замена пехоте в индустриальную эпоху, — он как раз лучше сражается за пределами Франции, и это тоже полезно для тех Наполеонов, которые мечтают о завоевательных походах.

Но отряды — дело второе. Огромная прибавка в культуре и быстрый захват территории — вот за что мы так любим Францию.

* * * * * * * * * * * * * * *

Военные цивилизации

К черту культуру, балет и керамику! Пусть проваливают дипломаты! Кому интересны эти древние пирамиды? «Цивилизация» испокон веку была игрой про войну и глобальное доминирование! И пусть нынче армии уже не такие большие, но война, господа, -это… война!

Зная это, разработчики больше всего цивилизаций «заточили» под военные действия. Правда — с переменным успехом. Даже самые лучшие «бойцовые» качества вряд ли могут сравниться по полезности с лучшими экономическими и даже строительными. Почему? Да потому что война — дело эпизодическое, а экономика, строительство и культура важны с первого и до последнего хода. Если страну защищает Великая стена, если в казне всегда водится золото, можно не бояться за исход любой войны. Бабло побеждает зло! Так что не удивляйтесь тому, что высшую оценку не получила ни одна цивилизация.

У ЦзэтяньКИТАЙ (У Цзэтянь)
Искусство войны. Генералы появляются быстрее и дают дополнительно +20% к силе отрядов.
Здание: бумажная мастерская (заменяет библиотеку)
Отряд: чокону (заменяет арбалетчиков).
Оценка: 4

Китай — идеальная военная цивилизация. Конечно, на месте китайцев я бы обиделся за то, что такую древнюю культуру — и далеко не самую воинственную — записали в «боевые». Но что поделать! Так уж решили разработчики.

Генералы усиливают отряды в походах. Генералы строят отличные оборонительные крепости, которые усиливают отряды вокруг себя. Наконец, если их много, то одного-другого генерала всегда можно потратить на Золотой век. Так что беспокоиться за военную мощь Китая не стоит — он и нападение отразит, и при случае завоюет государство-другое.

Бумажная мастерская заменяет библиотеку и вдобавок к науке прибавляет еще и по четыре золотых за ход (считай — три, если вычесть амортизацию). Поскольку для войны нужны деньги, деньги и еще раз деньги — здание чрезвычайно полезное.

Чокону — китайский вариант арбалетчика. Он чуть слабее своей альтернативы в бою, но зато может стрелять дважды за ход. Понимаете, чем дело пахнет? Дважды за ход! Это же смерть всему! Пара-тройка арбалетчиков — и любая армия вторжения тут же скашивается на подходах.

Стоит помнить, что арбалетчики Китая сохраняют свою способность при модернизации. Стрелки, пехота, механизированная пехота… Если они не были построены с нуля, а были переделаны из чокону, то смогут атаковать дважды за ход. Жаль, правда, что при модернизации арбалетчики теряют дистанционную атаку. Но две атаки за ход против заведомо более слабых противников — это скоростной блицкриг, которому мало что можно противопоставить.

БисмаркГермания (Oтто фон Бисмарк)
Тевтонская ярость. При разрушении варварского поселения есть шанс в 50%, что защищающий его отряд перейдет на вашу сторону и подарит дополнительно 25 золотых.
Отряды: ландскнехт (заменяет пикинеров) и «Панцер» (заменяет танк).
Оценка: 3

Германия может перевербовывать на свою сторону варваров. Это интересно, потому что варвары появляются на карте в любую эпоху, лишь бы были на планете земли за туманом войны (а они есть почти всегда). Происходит вербовка в половине случаев. Перешедший на нашу сторону варварский отряд одаряет нас 25 золотыми вдобавок к тем двадцати пяти, что мы уже взяли из разоренного нами лагеря. Наилучшие результаты «охота за рекрутами» дает, естественно, с открытой веткой «Чести» (прибавка к силе против варваров и оперативная информация о каждом новом поселении в ближайших окрестностях).

Конечно, полезно иногда получить бесплатный отряд, не тратя на его создание сил. Вот только на что он нам? Придумать ему применение можно отнюдь не всегда, а бюджет пострадает уже на следующий же ход. Что же получается — особенность Германии хороша лишь при ведении ранних завоевательных войн? В общем, да. Впрочем, варвара можно продать за золото или подарить союзнику, сплавив его с рук долой. Хоть какая-то польза.

Зато интересны ландскнехты — отряд средневековой эпохи. Они ничем не отличаются от пикинеров, но их создание обходится вдвое дешевле. Таким образом, ландскнехты — это своего рода «быстрорастворимая» средневековая армия.

А вот «Шушпанцер» хоть и быстрее и сильнее нашей «тридцатьчетверки», но не очень полезен, как, впрочем, и все уникальные отряды поздних эпох. В период эндшпиля одним отрядом хода войны не изменить -в индустриальную и современную эпохи экономика куда как важнее.

АскияСонгай (Аския)
Речной вождь. Удваивает количество золота от захваченных городов и варварских поселений. В плавании отряды могут отражать атаки.
Здание: пирамидальная мечеть (заменяет храм).
Отряд: конница Мандекалу (заменяет рыцарей).
Оценка: 2

Сонгаи — наверное, самая странная цивилизация в игре. Разработчики явно не могли определиться, сделать из них торговцев или крутых воинов. В результате сонгаи могут зарабатывать неплохие деньги — но только грабежами. Одним словом, запирайте етажи.

В самом начале игры сонгаи, взяв себе «Честь» и зачищая варварские поселения, могут неплохо подняться. Пятьдесят монет с каждого варварского лагеря — недурная прибавка к бюджету. Позже хорошим источником дохода могут стать захватнические войны. Как видите, разработчики очень хотели, чтобы сонгаи воевали и захватывали города. Они даже предусмотрели замену рыцарям — конницу Мандекалу, чье главное отличие — особая страсть к захвату городов.

На фоне всего этого неожиданно интересно выглядит сонгайская глиняная мечеть — она не только не требует ремонта, но и дает пять единиц культуры вместо трех. Культурные, стало быть, люди!

Не стоит недооценивать и еще одно удивительное умение сонгаев — способность обороняться в плавании. Любой сонгайский отряд может загрузиться в лодки и поплыть на край света открывать далекие острова, не опасаясь, что первая же встреченная пиратская трирема его потопит. А уж как сложно предотвратить высадку сонгайского десанта — говорить не надо. В море эта цивилизация чуть ли не сильнее Англии, и это странно — я никогда не слышал, чтобы сонгаи были покорителями океанов (впрочем, я вообще о них никогда не слышал).

Получается, что в целом сонгаи слабоваты. Но в ранней игре и в морях они могут дать прикурить соседям. Поэтому на островных картах они заслуживают твердую тройку. А до тех пор — два.

ЕлизаветаАнглия (Елизавета I)
Солнце никогда не заходит. +2 к скорости всех кораблей.
Отряды: длиннолучники (заменяют арбалетчиков) и линейный корабль (заменяет фрегат).
Оценка: 1

О, Британия, владычица морей! Владей своими морями, не высовывайся и слушай «Валенки»! Так решили разработчики, ибо кроме ускоренного флота и линейного корабля (дешевле фрегата, мощнее стреляет и дальше видит) у Англии нет ничего. Впрочем, нет, вру — есть еще длиннолучники. Отряд этот интересен тем, что стреляет на клетку дальше, чем обычные лучники и арбалетчики. Это полезно, особенно в обороне. Но способность эта исчезает при первой же модернизации.

Плюс два хода каждому кораблю — это, конечно, приятно. Но линейные корабли и лучники рано или поздно устареют, а страны с более сильной экономикой смогут выкатить флот покруче британского. Так что, если вы не собираетесь рано воевать на островной карте, лучше Англию не трогать.

СулейманТурция (Сулейман I)
Берберийские корсары. При уничтожении варварского корабля есть шанс в 50%, что корабль перейдет на вашу сторону и выдаст 25 золотых.
Отряды: янычары (заменяют мушкетеров) и сипахи (заменяют уланов).
Оценка: 1

Плыть по морю, потопить варварскую трирему и получить ее в свое распоряжение — не бог весть какое счастье. Конечно, ее можно потом продать, но даже с учетом этого уникальная способность — одна из самых слабых в игре.

Скучноваты и сипахи — конный отряд, который видит дальше, скачет быстрее и может мгновенно разорять окрестности вражеских городов, если вдруг возникла такая необходимость. Хоть как-то выручают Турцию лишь янычары — мушкетеры, которые лечатся (пополняются), когда уничтожают вражеский отряд.

Но даже с янычарами Турция — цивилизация на большого любителя.

Ода НобунагаЯпония (Ода Нобунага)
Бусидо. Поврежденные отряды защищаются и атакуют с полной силой.
Отряды: самурай (заменяет двуручных мечников) и «Зеро» (заменяет истребители).
Оценка: 1

С одной стороны, разработчики японцам польстили, сделав их отряды безумно стойкими. Их параметры атаки и защиты не падают, если отряду нанесен урон. Даже если отряд выбит на девять десятых, он перед смертью нанесет полный урон и хорошо потреплет врага.

С другой стороны, разработчики японцев слегка оскорбили, потому что больше ничего не дали. Нет смысла играть за Страну Восходящего Солнца, если только вы не любитель суицидальных атак. И, добавлю, бесполезных атак, потому что отряды в игре надо всемерно оберегать.

В результате получается странная ситуация. С одной стороны, воевать с компьютерным Нобунагой — то еще мучение. С другой — если играть за него, и играть по правилам, бусидо не пригодится вообще!

С «Зеро» все понятно — они бесполезны и сами по себе (те же истребители, просто более эффективны против других истребителей), и как уникальный отряд современности. Самураи тоже не очень интересны. Они расходуют железо, а их единственное преимущество — повышенная скорость «производства» генералов в бою.

* * * * * * * * * * * * * * *

Просто цивилизации

В этот список попали те цивилизации, которым откровенно не повезло. Их умения несущественны, бесполезны и порой прямо несуразны — как говорится, ни в борщ, ни в Красную армию. Конечно, полезные здания и отряды встречаются и у них. Но даже их недостаточно, чтобы по стратегическим соображениям всерьез рассматривать игру за эти страны.

МонтесумаАцтеки (Монтесума)
Жертвоприношения. Прибавка к культуре за каждого убитого врага.
Здание: плавающие сады (заменяет мельницу).
Отряд: ягуары (заменяет воинов).
Оценка: 1

Плавающие сады — интересная замена мельнице и хорошая прибавка к еде, если рядом с городом есть озеро. Но везде его не построишь, да и озера встречаются не повсюду. Так что плавающие сады вычеркиваем. Жертвоприношения тоже вычеркиваем. Получать прибавку к культуре только во время войн (и успешных войн) — это коту на смех.

Хоть какой-то интерес представляют разве что ягуары — лесные воины, которые подлечиваются на две единицы, уничтожив врага. Но они сколь-нибудь полезны только в древнюю эпоху, которая имеет свойство быстро заканчиваться.

ГандиИндия (Ганди)
Рост населения. Недовольство от количества городов удвоено, но недовольство от населения в целом снижено вдвое.
Здание: могольский форт (заменяет крепость).
Отряд: боевой слон (заменяет стрелков на колесницах).
Оценка: 1

Боевой слон — лишь слегка усиленный и ускоренный вариант лучника на колеснице. Могольский форт — несуразная защитная постройка, дающая культуру и стоящая безумные три золотых за ход. Правда, после изобретения самолетов форт, наоборот, начинает приносить прибыль — но урон бюджету уже нанесен.

Наконец, недовольство населения числом городов не позволит сделать из Индии большую империю. Если городов мало, народ будет счастливее, чем в других цивилизациях, — но станет ли от этого счастливее игрок? Вряд ли. Пока другие страны дают возможности, Индия ограничивает. Вычеркиваем.

ВашингтонАмерика (Джордж Вашингтон)
Манифест судьбы. Увеличивает на единицу поле зрения отрядов и дает скидку на покупку дополнительных клеток в городах.
Отряды: минитмен (заменяет мушкетера) и бомбардировщик Б-17 (заменяет обычный бомбардировщик).
Оценка: 0

Ну и наконец, поговорим об Америке. Эту страну разработчики ухитрились сделать самой бесполезной в игре. Подозреваю саботаж, так как нарочно такое сочинить сложно.

Отряды дальше видят? И что из этого? Уничтожаются они точно так же, как менее зоркие, и горы закрывают их поле зрения так же, как для других отрядов. Скидки на покупку территории городов? Да вы что! Сэкономить пару десятков монет, чтобы купить клетку, которая все равно достанется нам через десяток лет, — это безумно ценно.

Бомбардировщик Б-17? Неужели? Чрезвычайно полезная штука в эпоху, когда до победы уже рукой подать и экономика в сто раз важнее всех военных отрядов. А уж минитмены… с ними вообще смех. Это такие специфические мушкетеры, которые хотя и бегают резво по холмам и лесам, но не умеют пользоваться дорогами!

Вот такая она, Америка в Civilization V, — слабейшая цивилизация из всех. И оценка у нее соответствующая.

Тимур Хорев
Лучшие компьютерные игры №12’2010

Перейти к первой части статьи

33 comments to Выбираем нацию в Civilization V (ЛКИ). Часть 2

  • Ну вообще то Ацтеками и Иднией очень легко победить культурно. И это на приличной сложности.
    А вот Американцы — ни о чем.

    Чокону считаю багнутым юнитом, ибо после грейда отряды не должны стрелять 2 раза. Патч все поправит)

  • Коммунист Коммунист

    Ацтеки — Не наоборот не плохо заробатовать культуру если уничтожать отряды варваров, ну и в том числе отряды др. наций.
    Англия — Я никогда не модернизирую арбалетчиков(длиннолучников), их можно прокачать так, что даже пехота будет не фаворит.
    Сонгай — Это малийцы.
    Германия — Добавлю, копейщики модернизируются в ландскнехты за 10 монет.
    Россия — Точно не помню, но кажется после приобретения острог, покупка клеток дешевле.

  • LeChiffre

    Недооценивает автор статьи, на мой взгляд, военные империи, Японию вообще обидел.
    Играл за Японцев на 7-м уровне сложности, без «Бусидо» бы, наверно, проиграл, так как стартовая позиция была тяжелой, окружен был Россией и Наполеоном, которые очень быстро расширились.
    1) «Бусидо» актуально на протяжении всей партии, в любой войне; юниты, имеющие 3-6 очков здоровья используются намного чаще и часто получается так, что у них остается 1-2 очка здоровья, но атака противника успешно отражена или война выиграна.
    2) Сочетание «Бусидо» и самураев, которые помимо «великих полководцев 2», имеют бесплатно «шок 1», имеет огромную мощь в свою и следующую эпоху, отряд самураев «долгоживучий» в игре; прокачав самураев атаковать несколько раз за ход (это можно сделать уже на 4-м уровня, имея всего 60 опыта) мы не только можем быстрее накапливать опыт, но и экономить на количестве юнитов. После апргрейда все прокачки сохраняются.
    3) «Зеро» теоретически отличный юнит, при использовании авиации у соперников будут огромные проблемы. Практически я лишь в одной из шести партий встретил авиацию у соперников на 6-8 уровнях сложности, это случилось как раз в партии за Японию, при нападении реактивные истребители (с прокачкой от «зеро») не оставили шансов истребителям соперника в течение одного хода. Но в мультиплеере их можно использовать с большей эффективностью.
    За партию у меня было 8 или 9 «собственных» великих генералов, 3 отряда самураев, которых я в своё время прокачал до 6-7 уровня, превратились в 12-14 уровень мотопехоты. Правда 2 мотопехоты я всё-таки потерял. Я считаю, что Японцы лучшая военная держава, у самураев есть 2 эпохи — средневековье и новое время, ибо стрелки и кавалирия их особо не превосходят, а на дружественной территории они могут проитивостоять и пехотинцам. Не надо недоценивать силу, которые дают войну, в том числе и в Civ5…

    • Коммунист Коммунист

      Согласен

    • Viksar

      Пробовал Японию пока только на 4м уровне сложности.
      Дошел до самураев,начал какую-то не особо важную войну… Смотрю,а они города атакуют по 9 единиц.Понравилось.Решил продолжить.
      За одну эпоху вынес почти всех компов,только один перешел со мной в следующую эпоху.)

    • Фау

      Японцы вообще лучшие среди военных держав из-за бусидо. Чтобы полностью реализовать их потенциал, нужно всегда воевать.

  • Наприцеле

    Россия:
    1. Казак — унылый юнит, который абсолютно не соотв. казакам как таковым.
    Казаки были лучшей конницей и пехотой своего времени и зачастую одолевали вражескую армию, которая превосходила их в кол-ве.
    2. Если уж разрабы ни чего не знают о казаках, то поставили бы русским их лучший танк, то бишь т-34, о котором знают уж точно все

    США:
    1. Играл ими 2 раз, на 5-6 сложности, без каких либо проблем разгромил Францию с ее мушкетерами, Германию с ее улуч. пикинерами, Египет и Грецию, армия которой была в 8 раз больше.
    2. Если выбирать между артиллерией, которую нужно прикрывать от вражеских юнитов и самолет, который имеет улуч. бонусы при атаке города + самолет атачит на расстоянии 10 клеток, а не 2-3 и то при условии…, то я выберу Б-17.
    3-4 таких бомбардировщика, решат исход войны с унылым ИИ.

    Турция:
    Ее бонус мне не понятен вообще. Это в каких морях турки «гасили» пиратов и переманивали их к себе?

    • Poops

      «Это в каких морях турки «гасили» пиратов и переманивали их к себе?»

      Учи историю 🙂 Кодовое слово «Барбаросса» (не путать с военной операцией фашистской Германии)

      • Наприцеле

        Дело в том, что исходя из написанного получается, что турки «боролись с пиратством», а на самом деле, пираты попросту служили Османской империи (при этом места их сосредочения были Марокко, Алжир, Тунис, которые уже с 17в Османии не подчинялись) , и тот факт, что матросы-пленники служили на пиратских кораблях — это заслуга самих пиратов, но не как не Османской империи.
        Да, и единственным борцом с пиратством на Средиземном море был Мальтийский орден, но не как не османы.
        По этому я и возмущен.

  • Мда, странная публикация. Если в первой части почти все было в точку, то в этой — в точности да наоборот. Я уже молчу что автор даже сам себе несколько противоречит (то у него юниты поздней эпохи некому не нужны, т.к. не те масштабы, то ранние не к чему, т.к. быстро заканчивается, не угодишь вам…).

    Кароче, бред бредом. Поставить Ацтекам 1 это жесть. 🙂

    • Poops

      Скорее всего статью писали несколько человек.

    • sergey

      согласен.
      Россия вообще в 5 бальную шкалу не лезет — минимум 6, имхо самая сильная нация в игре
      Франция — 5 подборка юнитов лучшая, способность тоже ниче
      китай — 4 — только за счет генералов
      германия 2 — юниты отстой, способность — не оценил
      Англия — 3 не такая уж безнадежная , все таки флот +2 и линкор..
      Турция — 4! способность неубедительная, юниты — оч хорошие, а бы даже сказал читерно-хорошие
      япония — 2 no comment
      асашай — 4 способность полезная, юниты средние.

      остальными пока не играл.

      • Коммунист Коммунист

        На счет германии ты неправ, Тигр сильнее стандартного, а с помощью способности «Тевтонская ярость» можно в начале о слабости армии не думать, за германию я вначале с помощью этой способности захватывал нсколько наций, а затем ставил войска в оборону сколько мне нужно и продолжал развитие без каких либо помех.
        А на счет «асашай – 4 способность полезная, юниты средние» я не понял, что ты имеешь ввиду за нацию.

  • Которые мало поиграли или делали выводы без опыта игры за ту или иную нацию.

  • Ortego

    А где монголы?

  • rus

    франция хороша тем что там за ход дают 2 очка культуры а ОДА НОБУНАГА ТОЖЕ НЕЧЁ ТАКТО ВСЕ КРУТЫЕ НАЦИИ ПРОСТО ЕСЛИ У МЕЕШЬ ИГРАТЬ ТОВСЕМИ КРУТА БУДЕТ!!!!

  • Murza

    Индия — единственная нация, у которой может быть больше всего городов. Сдесь написано обратное. Вопрос — можно ли доверять другой информации от сюда ? (ЛКИ)

    • Можно доверять, можно не доверять, но про Индию здесь все правильно написано — «больше всего городов» у нее быть никак не может, т.к. недовольство от количества городов у Индии в 2 раза больше, чем у остальных.

      • Murza

        а про уменьшенное от население в 2 раза забыли ? 😉
        За город индии дают +1 недовольства, но город разгружается в 2 раза, тобишь если город даёт недовольство в 20 у, например Аравии, то у индии он даст 10 и так каждый город. То есть супер прирост счастья. Там городов можно влепить…..

  • Фау

    Не согласен c низкими оценками по ацтекам и сонгаю. Играл и теми и другими на высшем уровне сложности и использовал достаточно удачные тактики. Важно понимать, о каких версиях патча идет речь и какая карта, но расскажу про них.

    Ацтеки
    Из ацтеков выходит отличный «бэд бой» — ранняя прокачка культуры за счет драк уникальной пехотой + плотная застройка 3-5 городов для создания экономического «ядра»+ создание «орды» — большой армии, которая бродит по карте в поисках удвоенного опыта и мяса для жертвоприношений. Важно как можно раньше угнать в плен пару рабочих городов-государств и побыстрее найти соседа-жертву, чтобы уже на 15-30 ходах нарушить его развитие той же кражей поселенцев или рабочих. Правда, ягуары не очень сильны как штурмовики, поэтому ранний выход на катапульты и обработку железа необходим. Генерал, две катапульты, два разведчика и 8 ягуаров при правильном управлении могут на ранних стадиях задать жару вообще кому угодно — главное сохранять строй, прокачивая лечение и воинские умения. Вообще, за ацтеков всегда нужна «орда») Психоделическая музыка завершает погружение, и при хорошем настрое на ранний раш и бэд-бой игру ацтеки — лучшие)! Крайне рекомендуется к просмотри фильм «Апокалипто» Мела Гибсона — хоть его и критикует, атмосферу он создает отличную.

    Стратегическая линия — ослабление соседей на ранних стадиях, постоянная война и прокачка для захвата к новой эре наиболее важных территорий для экономического господства и модернизации армии. Удачно ослабив соседа на ранней стадии, если даже не уничтожив его полностью, можно превратить его в этакий придаток — «война до дани — выплата дани — новая война», главное не давать строить второй город. Также практикуется сохранение варварских поселений для постоянного получения культуры и в периоды мира — один-два ягуара могут спокойно «курировать» лагерь, аккуратно вырезая появлеющихся дикарей, но не уничтожая сам лагерь. Немного задрочно, но эффект до +10-20 культуры раз в 3-6 ходов можно достигнуть. Развитие воли и чести необходимо для раннего раша, а в среднее и позднее время стоит сосредоточится на рационализме и исследованиях в области техники. Финальная орда мотопехоты ацтеков, застилающая горизонт и воодушевленная рациональным фашизмом разрушения, вызвала у меня геймерский оргазм)))

    Сонгай
    Это вообще лютые ребята!) Главное не срываться на бэд-бой, а быстро вычистить от варваров и разведать территорию. На первые деньги купить поселенца и построить еше одного. До развития глиняной мечети нужно заложить 2-3 города-форпоста на лучших землях, желательно рядом со столицами потенциальных жертв. Эти полисы должны быть автономными, и их главная цель — быть экономическим и военным плацдармом для завоевания. Крайне важно, чтобы места для городов были лучшими, и к построению глиняных мечетей создать небольшую, но профессиональную армию. Нападать нужно в неудобные для противника моменты и обязательно брать штурмом столицу, создавая большой культурный конгломерат вашего форпоста и захваченного головного города. После этого лучше захватить и разграбить плохо защищенные города, разрушить и инфраструктуру и заключать мир, оставив за собой богатую столицу и вернув разграбленные пепелища.
    О «неудобных моментах» — если хитрый сонгай договорится о совместной атаке, или разведчик видит, что армия врага оставила свою столицу и ушла далеко, если есть возможность отрезать, отсечь саботажем разведчиков армию — нужно это делать. Сонгай — король нокдаунов — мандекалу идеально берут и грабят столицу, если есть возможность подлечиться в соседнем городе. После этого разрушается инфраструктура, и война переводится в «окопную», которую лишенные столицы противники не выигрывают.
    Стратегическая линия — занятие лучших мест городами-форпостами рядом со столицами противника, подлые удары и захваты столиц, культурное и экономическое доминирование к началу новой эры. Имея жирную производственную столицу + 2 города-форпоста с ресурсами+ присоединенные к форпостам вражьи столицы дадут стратегическое преимущество перед теми, кто застроился кучно. Больше ресурсов, больше золота, профессиональная армия. В принципе, так жа стратегия раша, только другой формы. Почему именно Сонгай — только они позволяют быстро накопить на раннюю покупку второго поселенца за счет грабежа, и только они имеют прекрасную глиняную мечеть, которая успешно покоряет сердца жителей захваченных столиц))) Ну и мандекалу — к моменту их появления уже должен произойти хоть один захват, поэтому они являются идеальным дополнением к вашей профессиональной армии (пикинеры, лучники,катапульты). Мандекалу — лучшие штурмовики городов в игре.

Leave a Reply